Театр на Перовской

Своим официальным днем рождения Московский драматический Театр на Перовской считает 1 ноября 1987 года. Именно в этот день Театр-лаборатория «Новогиреево» представила зрителям свой первый спектакль — драму «Фрекен Жюли» Августа Стриндберга в постановке режиссера Кирилла Панченко. В главных ролях на сцену вышли Галина Чигасова (Фрекен Жюли) и Виктор Никитин (Жан).

Уже первый спектакль молодого коллектива демонстрирует недюжинный творческий потенциал и стремление к театру серьезному, глубокому, стоящему по другую сторону однодневного экспериментаторства. Очерчивая кредо и художественную идеологию Театра на Перовской, его создатель Кирилл Панченко в одном из своих интервью утверждает: «Она очень проста и опирается на идеи, сформулированные в начале века Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Он говорил, что художественный театр — это прежде всего театр авторский. Я считаю, это и есть естественное состояние театра. Сколько бы книг не было написано по этому поводу, сколько бы копий ни было сломано, мы не можем не считаться с тем, что существует прямая наша зависимость от того материала, с которым мы работаем. В любом случае сначала мы пишем на афише автора пьесы, а уже потом режиссера, актеров, художника и… Стало быть, единственное и естественное состояние театра — подчинять себя этому миру, в котором живет автор. И в этом смысле мы оказываемся несколько богаче, чем любой другой театр, стремящийся «осовременить» классиков».

Студийный период жизни молодого коллектива в качестве камертона определяет верность психологическому театру и произведениям высокого художественного уровня. За несколько лет труппа выпускает порядка двадцати спектаклей, среди которых — «Ужина на пятерых» Э.Ветемаа, «Панночка» Н.Садур, «Сказка о мертвой царевне» Н.Коляды, «Голос из ничто» Ю.Мамлеева, «Свои люди — сочтемся» А.Островского, «Гасите свечи, господа…», «Карлик» П.Лагерквиста и ряд других неординарных театральных работ.

Благодаря творческому духу, художественным поискам и тому, что за пять с небольшим лет в афише молодого коллектива появляется целый ряд названий, привлекших к себе внимание не только любителей театрального искусства, но и практиков, Театр на Перовской попадает в поле зрения Экспертного совета Комитета по культуре столицы. И 16 ноября 1993 года Театр на Перовской обретает «вторую жизнь» и новый статус — государственного театра в системе нынешнего Департамента культуры города Москвы.

Театр всерьез занимается исследовательской работой — поисками путей для продолжения и развития традиций русского театрального искусства, но не на формально-внешнем уровне, а исходя из понимания и ощущения их исконной, истинной природы, опираясь на глубинные корни славянского театра. И в репертуаре появляется спектакль «Святополк Окаянный» В.Романова — неожиданный для театра конца ХХ века опыт проникновения в структуру дохристианского театрального действа, в мир славянского языческого ритуала.

А вот обращение театра к «Димитрию Самозванцу» А.Сумарокова становится погружением в мир того класицистского театра, который сам Сумароков видел своим идеалом. И снова коллектив не идет путем воссоздания на сцене лишь внешней «реконструкции» визуальной стороны театрального действа. ««Димитрий Самозванец» важен как первый на российской сцене опыт художественной публицистики. Исследуется классическая ситуация: влияние негативной, разнузданной, более того, самозваной власти и на людей, к ней приближенных, и на тех, кто становится ее жертвами, и на самих ее носителей,» — говорит о спектакле театральный критик Александр Иняхин. Добавляя: «Перед нами театр «первого поколения», похожий на древнюю реликвию».

Одной из этапных работ Театра на Перовской этого периода становится спектакль «Лес» А.Островского в режиссуре Кирилла Панченко. На сцене предстают ведущие артисты театра: Светлана Варецкая-Загородняя (Гурмыжская), Галина Чигасова (Улита), Виктор Никитин (Счастливцев)… В 1996 году «Лес» получает высокую награду — премию Правительства Москвы и на долгое время становится «визитной карточкой» Театра на Перовской.

Традиция не как музейный экспонат, а как живой ключик к богатствам русского театрального наследия — вот тот основополагающий стержень, вокруг которого строится вся репертуарная политика Театра на Перовской. Не случайно в журнале «Век ХХ и мир» появляется статья, а которой с восторгом признается: «Панченко понял, что огромное богатство русского театра остается за пределами нашего внимания. И чтобы его раскрыть, режиссер со своими единомышленниками решил, что не надо вообще ничего придумывать. Как он заявил однажды, вроде бы в шутку, «фантазия для режиссера — вещь очень вредная». Надо брать пьесу, внимательно ее читать и то, что в ней написано, реализовывать. И когда Панченко упрекают в том, что якобы у автора тот или иной персонаж решен не таки, он с полным основанием заявляет: «Вы не читали пьесу».

В 1990 году Театр на Перовской выступает инициатором создания театрального фестиваля «Интернационал-90» и проводит его на своей сцене с участием коллективов из России, Беларуси, Молдовы. Этот творческий форум наглядно демонстрирует, что несмотря на различные политические события, происходящие вокруг, камерные театральные коллективы по-прежнему заинтересованы в тесном творческом общении. Опыт этого фестиваля ляжет впоследствии в основу Московского международного фестиваля камерных театров и спектаклей малых форм «Славянский венец», который собирает камерные театральные коллективы из различных славянских стран, и в 2013 году прошел на сцене Театра на Перовской в десятый раз.

Среди спектаклей по произведениям классики, которые в разные годы привлекали внимание как зрителей, так и театральных профессионалов, — «Женитьба» Н.Гоголя, «Бригадир» Д.Фонвизина, «Все в саду» Э.Олби, «Тартюф» Ж.-Б.Мольера, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.Достоевского, «Чудо Святого Антония» М.Метерлинка, «Фауст» И.-В.Гете, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, «Маскарад» М.Лермонтова, «Без вины виноватые» А.Островского…

Продолжая поиски в театральной культуре близких славянских народов, в 2000 году Театр на Перовской создает уникальный проект: Украинскую экспериментальную студию «Травень». Ее цель — пристальное изучение такого феномена украинской культуры, как музыкально-драматический театр, поиски природы национального театра в его живых традициях, корни которых произрастают из народной импровизации. Благодаря деятельности студии «Травень» в репертуаре театра появились такие спектакли, как «Мина Мазайло» М.Кулиша, «Москаль-чародей» И.Котляревского, «Шельменко-денщик» и «Сватанье на Гончаровке» Г.Квитка-Основьяненко.

Еще один долговременный проект театра, адресованный маленьким зрителям, — «Сказки народов мира в Театре на Перовской». Ведь обращение к сказке — это возможность соприкоснуться с миром сюжетов и образов, отсылающих нас к истокам различных культур. Так, на сегодняшний день в рамках этого проекта на сцене Театра на Перовской идет русская народная сказка «Царевна-лягушка», в которой лесные звери говорят человеческими голосами, Баба Яга летает в своей ступе, Иван-царевич сражается с Кощеем Бессмертным, и множество других волшебных чудес погружают маленьких зрителей в подлинную атмосферу сказочного «заколдованного» мира.

Просуществовав четверть века, Театр на Перовской, вслед за своим создателем — заслуженным артистом России, заслуженным артистом Украины, лауреатом премии города Москвы Кириллом Панченко — все активнее переквалифицируется из азартного добытчика-золотоискателя в сосредоточенного мастерового «театрального счастья». С завидным упорством он создает причудливые цветы-спектакли, пытаясь открыть людям «настоящую силу камня» — театра как искусства загадочного, мистического и, вместе с тем, необычайно живого и чуткого. Изведать и открыть тайны театральной алхимии, рассчитать секреты древних мастеров с единственной целью — дать им вторую жизнь в нашем современном мире.

2014 год стал переломным для Театра на Перовской: в марте коллектив покинул собственные стены, поскольку в здании театра начался капитальный ремонт, а в августе внезапно для всех ушел из жизни основатель и идейный вдохновитель театра Кирилл Панченко. На несколько лет труппа превратилась в компанию «бременских музыкантов», которым, как ни парадоксально, именно кочевая жизнь и выступления по России не дали утратить ощущение традиций репертуарного театра и понимание важности курса на хорошую, качественную драматургию. И, несмотря на многочисленные перипетии, свое тридцатилетие Московский драматический Театр на Перовской встретил в обновленном здании. Но, что более ценно, — с пониманием важности миссии нравственного развития человека и общества в целом, которые таит в себе театральное искусство и, конечно же, русский репертуарный театр.