О театре

Театр открылся 1 ноября 1987 года спектаклем по драме Августа Стриндберга «Фрекен Жюли», постановка которого была осуществлена режиссёром Кириллом Панченко. Основатель и первый художественный руководитель театра — театральный режиссёр, заслуженный артист РФ, заслуженный артист Украины, лауреат премии города Москвы Кирилл Маратович Панченко (1960-2014). Главные роли в первом спектакле «Фрекен Жюли» исполнили Галина Чигасова и Виктор Никитин, которые до сих пор служат в Театре на Перовской и являются сегодня заслуженными и народными артистами соответственно. В 1993 году Московский драматический Театр на Перовской стал государственным, учреждённым Комитетом по культуре Правительства Москвы.
В 2014 году начался сложный период жизни театра, вызванный капитальным ремонтом здания и уходом из жизни основателя и первого художественного руководителя Кирилла Маратовича Панченко.
В декабре 2018 года Департамент культуры г. Mосквы назначил художественным руководителем Театра на Перовской известного театрального режиссёра Гульнару Галавинскую. 22-23 марта 2019 состоялась премьера спектакля «Отцы и дети», приуроченная к 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, в постановке худрука Гульнары Галавинской. 12-13 апреля 2019 прошла премьера спектакля «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова, за которую он получил премию «Золотая мааска»-2018, в постановке режиссёра Павла Артемьева. 18-19 марта 2019 состоялась премьера комедии в двух действиях «Женитьба Фигаро» в постановке художественного руководителя Гульнары Галавинской. С приходом нового художественного руководителя труппа театра пополнилась молодыми артистами, выпускниками ведущих театральных ВУЗов Москвы, многие из которых заняли ведущие роли в репертуаре театра: Василий Рихтер (Аркадий Кирсанов в «Отцах и детях», Владимир в «Метели», Фигаро в «Женитьбе Фигаро»), Лариса Капустина (Сюзанна в «Женитьбе Фигаро», Царевна-Лягушка в «Царевне-Лягушке»), Елизавета Задачина (Катя в «Отцах и детях», Фаншетта в «Женитьбе Фигаро») и другие.
Гульнара Галавинская ищёт и пробует разные пути развития и продвижения театра. Например, 6 июня 2019, в день 220-летия А.С. Пушкина, Театру на Перовской удалось показать спектакль «Метель» Гульнары Галавинской на Красной площади в рамках фестиваля «Красная площадь», приуроченного ко дню рождения А.С. Пушкина и Дню русского языка. В июне 2019 театр открыл масштабный проект Мосгорпарка «Открытые репетиции в парках» открытой репетицией спектакля «Метель» в Перовском парке, а также показал открытую репетицию спектакля «Отцы и дети» в самом престижном парке Москвы «Зарядье».
Премьерный спектакль «Отцы и дети» в постановке художественного руководителя театра Гульнары Галавинской номинирован на престижную премию «Звезда театрала-2019» (номинация «Лучшая женская роль второго плана» — Анна Нахапетова за роль Анны Одинцовой).
В ноябре 2019 спектакль «Метель» Театра на Перовской будет показан в финальной конкурсной программе сразу двух крупных фестивалей — II Международного Большого Детского фестиваля и Международного театрального форума «Золотой Витязь».
В июне 2020 года Театр на Перовской примет участие в III Международном театральном фестивале в Новороссийске «Театральная гавань». Уже есть договорённости о гастролях Театра на Перовской в летний период с несколькими региональными театрами.
Гульнара Галавинская начала проводить режиссёрскую лабораторию для поиска молодых талантливых режиссёров с целью расширить репертуар и дать им возможность профессионально реализоваться, заявить о себе на площадке Театра на Перовской.
Сегодня в репертуаре театра — постановки по школьной классике и современной драматургии, множество детских спектаклей, а также социальный проект «Долгожданные среды», в рамках которого театр экспериментирует и ищет новые форматы взаимодействия со зрителем: театральный баттл, открытые репетиции, читки- эскизы современных пьес, рок-концерты с драматическими артистами. показы дипломных спектаклей выпускников театральных ВУЗов, моноспектакли ведущих актёров театра. В труппе театра – несколько народных и заслуженных артистов, а также целая плеяда молодых талантливых артистов, выпускников ведущих театральных ВУЗов Москвы, которые с удовольствием принимают участие в новых постановках театра.

История театра.

Своим официальным днем рождения Московский драматический Театр на Перовской считает 1 ноября 1987 года. Именно в этот день Театр-лаборатория «Новогиреево» представила зрителям свой первый спектакль — драму «Фрекен Жюли» Августа Стриндберга в постановке режиссера Кирилла Панченко. В главных ролях на сцену вышли Галина Чигасова (Фрекен Жюли) и Виктор Никитин (Жан).

Уже первый спектакль молодого коллектива демонстрирует недюжинный творческий потенциал и стремление к театру серьезному, глубокому, стоящему по другую сторону однодневного экспериментаторства. Очерчивая кредо и художественную идеологию Театра на Перовской, его создатель Кирилл Панченко в одном из своих интервью утверждает: «Она очень проста и опирается на идеи, сформулированные в начале века Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Он говорил, что художественный театр — это прежде всего театр авторский. Я считаю, это и есть естественное состояние театра. Сколько бы книг не было написано по этому поводу, сколько бы копий ни было сломано, мы не можем не считаться с тем, что существует прямая наша зависимость от того материала, с которым мы работаем. В любом случае сначала мы пишем на афише автора пьесы, а уже потом режиссера, актеров, художника и… Стало быть, единственное и естественное состояние театра — подчинять себя этому миру, в котором живет автор. И в этом смысле мы оказываемся несколько богаче, чем любой другой театр, стремящийся «осовременить» классиков».

Студийный период жизни молодого коллектива в качестве камертона определяет верность психологическому театру и произведениям высокого художественного уровня. За несколько лет труппа выпускает порядка двадцати спектаклей, среди которых — «Ужина на пятерых» Э.Ветемаа, «Панночка» Н.Садур, «Сказка о мертвой царевне» Н.Коляды, «Голос из ничто» Ю.Мамлеева, «Свои люди — сочтемся» А.Островского, «Гасите свечи, господа…», «Карлик» П.Лагерквиста и ряд других неординарных театральных работ.

Благодаря творческому духу, художественным поискам и тому, что за пять с небольшим лет в афише молодого коллектива появляется целый ряд названий, привлекших к себе внимание не только любителей театрального искусства, но и практиков, Театр на Перовской попадает в поле зрения Экспертного совета Комитета по культуре столицы. И 16 ноября 1993 года Театр на Перовской обретает «вторую жизнь» и новый статус — государственного театра в системе нынешнего Департамента культуры города Москвы.

Театр всерьез занимается исследовательской работой — поисками путей для продолжения и развития традиций русского театрального искусства, но не на формально-внешнем уровне, а исходя из понимания и ощущения их исконной, истинной природы, опираясь на глубинные корни славянского театра. И в репертуаре появляется спектакль «Святополк Окаянный» В.Романова — неожиданный для театра конца ХХ века опыт проникновения в структуру дохристианского театрального действа, в мир славянского языческого ритуала.

А вот обращение театра к «Димитрию Самозванцу» А.Сумарокова становится погружением в мир того класицистского театра, который сам Сумароков видел своим идеалом. И снова коллектив не идет путем воссоздания на сцене лишь внешней «реконструкции» визуальной стороны театрального действа. ««Димитрий Самозванец» важен как первый на российской сцене опыт художественной публицистики. Исследуется классическая ситуация: влияние негативной, разнузданной, более того, самозваной власти и на людей, к ней приближенных, и на тех, кто становится ее жертвами, и на самих ее носителей,» — говорит о спектакле театральный критик Александр Иняхин. Добавляя: «Перед нами театр «первого поколения», похожий на древнюю реликвию».

Одной из этапных работ Театра на Перовской этого периода становится спектакль «Лес» А.Островского в режиссуре Кирилла Панченко. На сцене предстают ведущие артисты театра: Светлана Варецкая-Загородняя (Гурмыжская), Галина Чигасова (Улита), Виктор Никитин (Счастливцев)… В 1996 году «Лес» получает высокую награду — премию Правительства Москвы и на долгое время становится «визитной карточкой» Театра на Перовской.

Традиция не как музейный экспонат, а как живой ключик к богатствам русского театрального наследия — вот тот основополагающий стержень, вокруг которого строится вся репертуарная политика Театра на Перовской. Не случайно в журнале «Век ХХ и мир» появляется статья, а которой с восторгом признается: «Панченко понял, что огромное богатство русского театра остается за пределами нашего внимания. И чтобы его раскрыть, режиссер со своими единомышленниками решил, что не надо вообще ничего придумывать. Как он заявил однажды, вроде бы в шутку, «фантазия для режиссера — вещь очень вредная». Надо брать пьесу, внимательно ее читать и то, что в ней написано, реализовывать. И когда Панченко упрекают в том, что якобы у автора тот или иной персонаж решен не таки, он с полным основанием заявляет: «Вы не читали пьесу».

В 1990 году Театр на Перовской выступает инициатором создания театрального фестиваля «Интернационал-90» и проводит его на своей сцене с участием коллективов из России, Беларуси, Молдовы. Этот творческий форум наглядно демонстрирует, что несмотря на различные политические события, происходящие вокруг, камерные театральные коллективы по-прежнему заинтересованы в тесном творческом общении. Опыт этого фестиваля ляжет впоследствии в основу Московского международного фестиваля камерных театров и спектаклей малых форм «Славянский венец», который собирает камерные театральные коллективы из различных славянских стран, и в 2013 году прошел на сцене Театра на Перовской в десятый раз.

Среди спектаклей по произведениям классики, которые в разные годы привлекали внимание как зрителей, так и театральных профессионалов, — «Женитьба» Н.Гоголя, «Бригадир» Д.Фонвизина, «Все в саду» Э.Олби, «Тартюф» Ж.-Б.Мольера, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.Достоевского, «Чудо Святого Антония» М.Метерлинка, «Фауст» И.-В.Гете, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, «Маскарад» М.Лермонтова, «Без вины виноватые» А.Островского…

Продолжая поиски в театральной культуре близких славянских народов, в 2000 году Театр на Перовской создает уникальный проект: Украинскую экспериментальную студию «Травень». Ее цель — пристальное изучение такого феномена украинской культуры, как музыкально-драматический театр, поиски природы национального театра в его живых традициях, корни которых произрастают из народной импровизации. Благодаря деятельности студии «Травень» в репертуаре театра появились такие спектакли, как «Мина Мазайло» М.Кулиша, «Москаль-чародей» И.Котляревского, «Шельменко-денщик» и «Сватанье на Гончаровке» Г.Квитка-Основьяненко.

Еще один долговременный проект театра, адресованный маленьким зрителям, — «Сказки народов мира в Театре на Перовской». Ведь обращение к сказке — это возможность соприкоснуться с миром сюжетов и образов, отсылающих нас к истокам различных культур. Так, на сегодняшний день в рамках этого проекта на сцене Театра на Перовской идет русская народная сказка «Царевна-лягушка», в которой лесные звери говорят человеческими голосами, Баба Яга летает в своей ступе, Иван-царевич сражается с Кощеем Бессмертным, и множество других волшебных чудес погружают маленьких зрителей в подлинную атмосферу сказочного «заколдованного» мира.

Просуществовав четверть века, Театр на Перовской, вслед за своим создателем — заслуженным артистом России, заслуженным артистом Украины, лауреатом премии города Москвы Кириллом Панченко — все активнее переквалифицируется из азартного добытчика-золотоискателя в сосредоточенного мастерового «театрального счастья». С завидным упорством он создает причудливые цветы-спектакли, пытаясь открыть людям «настоящую силу камня» — театра как искусства загадочного, мистического и, вместе с тем, необычайно живого и чуткого. Изведать и открыть тайны театральной алхимии, рассчитать секреты древних мастеров с единственной целью — дать им вторую жизнь в нашем современном мире.

2014 год стал переломным для Театра на Перовской: в марте коллектив покинул собственные стены, поскольку в здании театра начался капитальный ремонт, а в августе внезапно для всех ушел из жизни основатель и идейный вдохновитель театра Кирилл Панченко. На несколько лет труппа превратилась в компанию «бременских музыкантов», которым, как ни парадоксально, именно кочевая жизнь и выступления по России не дали утратить ощущение традиций репертуарного театра и понимание важности курса на хорошую, качественную драматургию. И, несмотря на многочисленные перипетии, свое тридцатилетие Московский драматический Театр на Перовской встретил в обновленном здании. Но, что более ценно, — с пониманием важности миссии нравственного развития человека и общества в целом, которые таит в себе театральное искусство и, конечно же, русский репертуарный театр.